• Маршрут1717
  • KZinRussia
  • 2016.08.29 РФ РТ
  • 1916 фильм
  • 2016.06.17-18 Сугд-2016
  • 2016.06.16 РФ РТ
  • 2016.06.14 РФ КР
  • 2016.05.27 Безопасность ЦА
  • 2016.05.11 ВОв Худжанд, Бустон
  • 2016.05.07 ВОв Петропавловск

МНЕНИЕ

RSS
Кубат Рахимов: Интегрируясь в ЕАЭС, Таджикистану нужно провести «работу над ошибками» Кыргызстана
1 Сентября 2016 / Культура

В оценках перспектив вступления Таджикистана в ЕАЭС необходимо учитывать опыт и ошибки Кыргызстана, считает председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Кыргызстана по вопросам промышленной политики, содействия экспорту, развития инфраструктуры и логистики Кубат Рахимов.

ДАЛЕЕ>>>
Сергей Масаулов: Россия является абсолютным фактором стабильности в Центральной Азии, и для нас это принципиально важно
6 Июня 2016 / Культура

Сергей Масаулов, глава Центра перспективных исследований (Бишкек) о ситуации в Киргизии и ее историческом выборе.

ДАЛЕЕ>>>

АНОНСЫ

RSS
11 Апреля 2017 / Культура

13-15 апреля под Новосибирском пройдёт II Евразийская школа публичной политики и международных отношений.

ДАЛЕЕ>>>

АРХИВ

Выбирите период:

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Максим Лихачев: Экономические интересы Казахстана в Черноморском регионе

Максим Лихачев: Экономические интересы Казахстана в Черноморском регионе
12 Сентября 2016

Внешнеполитические интересы Казахстана ограничиваются преимущественно Центрально-Азиатским регионом. Однако некоторые экономические инициативы республики, являющейся крупным региональным игроком, не осуществимы без проектов на Черном море. 

Научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ Максим Лихачев, Екатеринбург. 

Транспортировка углеводородов на запад

Интересы республики в регионе связаны в первую очередь с транспортировкой углеводородов из Казахстана в европейском направлении.

В настоящее время черноморская транспортировка нефти осуществляется по т.н. «кавказскому», или «южному», коридору. Маршрут проходит через Каспийское море от казахстанских нефтяных месторождений и местного порта Актау до азербайджанского порта Баку, а далее через азербайджанско-грузинскую железную дорогу к черноморским портам Грузии Батуми (100% принадлежит АО «КазМунайГаз») или Кулеви и по Черному морю на европейский рынок. Также возможные варианты транспортировки - через трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан в направлении Средиземноморья или танкерами сообщением Актау - Махачкала в направлении Новороссийска.

По официальной информации, последние три года продолжается уверенное сокращение объемов нефтяного экспорта через морской порт Актау - начальный пункт всех направлений южного коридора. По состоянию на август 2016 г., через казахстанский терминал на Каспии перевалено 1,3 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 52% меньше объемов за аналогичный период 2015 г. (2,7 млн т). Падение показателей в 2014-2015 гг. составило 25% (3,6 млн т за январь-июль 2014 г.).

Уменьшение экспорта по кавказскому коридору продолжается на фоне общего сокращения уровня нефтедобычи в республике, наблюдаемого уже более 4 лет подряд (с 80,1 млн т в 2011 г. до прогнозных 77 млн т в 2016 г.), а также расширения мощности конкурирующих маршрутов (Каспийский трубопроводный консорциум, Казахстан - Китай). Объемы нефтяного экспорта за этот же период просели почти на 14% (с 69,5 до прогнозных 60 млн т). 

Все же черноморский маршрут сохранит в перспективе свою актуальность для Казахстана, учитывая приверженность Астаны диверсификации каналов углеводородных поставок. Последнее давно стало неотъемлемым компонентом многовекторности внешнеполитического курса республики. Кроме того, АО «КазМунайГаз» принадлежит доля в 49% в KMGI (бывшая Rompetrol), располагающей нефтеперерабатывающими мощностями в Румынии, а также розничной сетью АЗС в европейских странах. Казахстан заинтересован в поставках собственного сырья для переработки на румынских мощностях.

В разные годы РК выступала с собственными проектами по транспортировке сырья через Каспий и Черное море в западном направлении или же поддерживала похожие проекты партнеров. Еще в 2010 г. казахстанская сторона с европейскими и кавказскими коллегами обсуждала возможности строительства нефтепровода, соединяющего Каспий и Черное море. Тогда сообщалось, что ветка может быть пущена по уже работающему маршруту Баку - Супса. Неоднозначное (по меньшей мере без возражений) отношение Астаны встретила идея пуска трубопровода по дну Каспия. Первоначально поддержанная Казахстаном ветка Баку - Тбилиси - Джейхан, эксплуатируемая с 2006 г., все же так и не получила необходимого казахстанского сырья: ресурсы с Тенгиза ориентированы на экспорт через КТК, а кашаганские поставки по-прежнему остаются вопросом отделенной перспективы.

Развитие логистики

Другая сфера интересов Астаны в Черноморском регионе - логистические проекты. 

Черное море рассматривается в качестве одного из звеньев маршрута в направлении Восток - Запад, проходящего через территорию Казахстана и соединяющего Китай с Европой. Инициатива принята на высшем уровне в рамках представленного Президентом РК Плана нации «100 шагов» (65-й пункт), предусматривающего «интеграцию Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки и запуск мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор» (в том числе «от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию» и Черное море в Европу).

В связи с этим с 2006 г. Казахстан модернизирует свой крупнейший порт на Каспии Актау. С 2013 г. реализуется проект интеграции (через ж/д маршрут) морского порта Актау с сухим портом Хоргос на границе с КНР, а в перспективе с китайским портом Ляньюньган на Желтом море, где с декабря 2014 г. функционирует китайско-казахстанский терминал. По официальным данным 2015 г., основными товарами перевалки через порт явились нефть и нефтепродукты (60% от общего объема), металлопродукция (18%) и зерно (8,4%). Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, даже в стабильные 2013-2014 гг. загрузка терминалов порта не превышала 63% (10,3 млн т грузов ежегодно). По итогам 2015 г. она упала до 36% (5,9 млн т против проектных 16,5). 

Изначально глубокая модернизация Актау была рассчитана, прежде всего, на удовлетворение транспортных потребностей растущей нефтедобычи в Казахстане. Теперь, на фоне падения мировых цен на углеводороды и «заморозки» крупнейших добычных проектов РК (Кашаган, расширение Тенгиза), власти республики делают ставку на увеличение транзита через Каспий китайских товаров.

Один из проектов, связанных с транспортировкой грузов из КНР в западном направлении через Черное море, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Впервые проект был анонсирован казахстанской стороной еще в 2012 г. С 2013 г. маршрут рассматривается в качестве одного из элементов концепции Экономического пояса Шелкового пути – китайской инициативы по созданию сухопутных и морских путей между КНР и Европой. В октябре 2013 г. даже был создан Координационный совет по ТМТМ, а в 2015 г. китайская Minsheng Logistics даже выразила готовность вступить в консорциум для перевозки грузов по маршруту. Однако до настоящего времени объединение так и не сформировано.

За все это время из Китая было пущено лишь три экспериментальных состава (до Азербайджана, Грузии и Турции). В январе 2016 г. первый поезд из Украины был отправлен по линии Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай (с перевалкой через Каспийское и Черное моря). Практически пустой демонстрационный поезд, несмотря на массированную официальную поддержку, не сумел прибыть в пункт назначения в срок, столкнувшись с рядом технических и административных проблем в пути. Эксперты ставят под сомнение перспективы ТМТМ ввиду недостатков инфраструктуры, неудобства портовой перевалки, таможенных барьеров.

Среди логистических проектов уже несколько лет обсуждается идея сооружения судоходного канала «Евразия», соединяющего Каспий и Азовско-Черноморский бассейн. Впервые на российско-казахстанском уровне инициатива была озвучена Астаной еще в 2007 г. Тогда коридор предлагался в качестве альтернативы прокладке Волго-Дон-2. По некоторым экспертным оценкам, реализация проекта принесла бы республике доход в 2 млрд дол. в год, обеспечив выход к мировому океану. Однако финансовые трудности, а также экологические вопросы оставляют неопределенной перспективу сооружения канала.

Интересы Казахстана в Черноморском регионе сосредоточены на инфраструктурных проектах, связанных с транспортировкой углеводородов в западном направлении и реализацией транзитных возможностей республики. Перспективы экономическое присутствие РК на Черном море будут диктоваться динамикой экспортного потенциала страны в нефнетегазовой области, а также успешностью реализуемых совместно с иностранными партнерами логистических проектов. 



НОВОСТИ

RSS
20 Февраля 2017 / Политика

Он не согласился с тем, что союз преследует исключительно интересы Российской Федерации.

2 Февраля 2017 / Политика

Республика Казахстан продолжает играть все более активную роль в мировых делах. Благодаря своевременным инициативам Казахстан сегодня заработал имидж ответственного субъекта мировой политики. Уже не в первый раз именно Казахстану доверяют самые важные миссии.

31 Января 2017 / Экономика

Вице-премьер-министр Кыргызской Республики о причинах вступления страны в ЕАЭС.

25 Января 2017 / Общество

В Бишкеке Государственная служба миграции презентовала мобильное приложение «Справочник мигранта».



НОВОСТИ

RSS
21 Февраля 2017 / Культура

В Бишкеке кыргызстанские и российские эксперты обсудили 20 февраля 2017 года проблемы самой активной части населения Кыргызстана в рамках форума «Молодежь. Инновации. Будущее». Мероприятие организовано фондом «Евразийцы — Новая волна» и Академией государственного управления при президенте Кыргызской Республики.

24 Июня 2016 / Культура

23 июня в Бишкеке  прошел молодежный круглый стол: «Возрастание угрозы со стороны международного терроризма и религиозного экстремизма на постсоветском пространстве. Оценка молодежи». В мероприятии приняли участие студенты нескольких вузов г. Бишкека.

2 Июня 2016 / Культура

2 июня 2016 г. на площадке Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики прошел круглый стол «Инициативы социально-экономического развития стран ЕАЭС и вопросы сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути». 

ДАЛЕЕ>>>


ВИДЕО/АУДИО