МНЕНИЕ
9 Января 2017 / Культура
ДАЛЕЕ>>>
Известный афганский политолог об итогах встречи представителей России, Китая и Пакистана по вопросам урегулирования афганского кризиса. АНОНСЫ
11 Апреля 2017 / Культура
13-15 апреля под Новосибирском пройдёт II Евразийская школа публичной политики и международных отношений. АРХИВВыбирите период: … |
РИСИ: Казахстан объявил третий этап модернизацииВслед за реформированием государственной системы Нурсултан Назарбаев обещает преобразования в экономической и социальной сферах. 31 января 2017 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев представил очередное ежегодное послание народу. Несмотря на подачу сообщения об этом под меткой "экстренно" на фоне недавнего объявления конституционной реформы, новый программный документ главы государства по общему тону и характеру предлагаемых мер мало чем отличается от иных регулярных проектных инициатив лидера страны. В первую очередь эксперты обратили внимание на способ представления программы в этом году. В отличие от практики прошлых лет глава государства не озвучил обращение лично, а предпочёл опубликовать его в официальной газете "Казахстанская правда". В связи с этим традиционно в СМИ распространились спекуляции по поводу здоровья 76-летнего лидера страны. Однако едва ли ставшие уже привычными домыслы о физическом состоянии Н. Назарбаева здесь уместны: 29 января 2017 г. президент лично присутствовал на открытии Универсиады в Алма-Ате, а после этого, 2 февраля, принимал присягу у приступивших к исполнению обязанностей госслужащих. Однако примечателен отрабатываемый Акордой способ коммуникации Елбасы и казахстанского общества. Уже во второй раз за неделю пресс-служба президента объявляет об экстренном обращении лидера страны к народу по телевидению. Через некоторое время ключевые телеканалы транслируют личное обращение Н. Назарбаева. Такой сценарий был задействован в этот раз, а также накануне – при объявлении конституционной реформы. Не исключено, что таким путём апробируются вероятные механизмы обращения лидера страны и общественная реакция в действительно чрезвычайных условиях. Представленная новая стратегия развития республики призвана дополнить уже реализуемые сегодня программы "Казахстан-2050" (вхождение в 30 развитых стран мира к 2050 г.), экономический проект "Нурлы Жол" в связке со второй пятилеткой форсированного индустриально-инновационного развития, План Нации "100 конкретных шагов". В этот раз глава государства объявил "Третью модернизацию", следующую за переходом от командной экономики к рыночной (первая модернизация) и достижением целей Стратегии-2030 и созданием новой столицы республики (конец 90-х – 2012 гг.). В связи с этим очередной стратегический документ предусматривает пять основных направлений развития республики, обеспечивающих "темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран". Первое – "ускоренная технологическая модернизация экономики" в рамках программы "Цифровой Казахстан", предполагающей развития IT-сферы в стране (например, путём создания "международного технопарка IT-стартапов" на базе одного из объектов Экспо-2017). Второй вектор – "развитие традиционных базовых отраслей". Здесь в числе уже привычных приоритетов – "увеличение несырьевого экспорта" с содействием соответствующим секторам экономки. Примечательно, что Китай назван в качестве основного инвестиционного и экспортного партнёра РК, в то время как в сфере интеграции по линии ЕАЭС, ШОС речь идёт об обеспечении "защиты и продвижения национальных экономических интересов" и "[активизации] работы экономической дипломатии". Третий пункт ориентирован на сохранение "стратегического значения для устойчивого экономического роста" горно-металлургического и нефтегазового комплексов. Зато "новый драйвером экономики" должен стать аграрный сектор (четвёртое направление). Запланировано "увеличение экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 г. путём диверсификации производства сельскохозяйственной продукции". Не стал принципиально новым и пятый пункт президентской программы. В очередной раз лидер страны заявил о необходимости "развития новое евразийской логистической инфраструктуры" в рамках планов по преобразованию республики в крупнейший транспортный хаб на континенте. Здесь ставка делается Астаной в первую очередь на ЕАЭС, что, тем не менее, не было озвучено главой государства.Шестой вектор – развитие строительного сектора, в том числе в целях улучшения жилищных условий казахстанских граждан. В числе средств достижения поставленных задач обозначены: модернизация рынка труда, улучшение бизнес-среды ("дерегулирование предпринимательства", расширение кредитования, уменьшение издержек коммерческой деятельности), сокращение присутствия государства в национальной экономике (путём приватизации, недавние результаты которой себя не оправдали), развитие институтов государственно-частного партнёрства, расчистка банковского сектора. В очередной раз объявлено о необходимости преобразования фонда "Самрук-Казына" (концентрирует крупнейшие госактивы), который "в итоге должен стать высокоэффективным, компактным, профессиональным". Та же самая задача поставлена и в отношении других госхолдингов-гигантов – "Байтерек" и "КазАгро". Отдельно Н. Назарбаев остановился на задачах образования в связи с переходом к декларируемому трёхъязычию. Хотя место русского языка в новой системе не обозначено, зато отмечается, что "казахский язык сохранит свою доминирующую позицию", а "английский язык является языком новых технологий, новых производств, новой экономки". К 2019 г. ожидается перевод преподавания части предметов в 10-11 классах полностью на английский. В социальной сфере глава государства предложил пересмотреть прожиточный минимум, доведя его до показателей реального потребления, что позволит существенно повысить выплаты населению. Н. Назарбаева пообещал повышение пенсий на 20% к уровню 2016 г. В области безопасности президент анонсировал Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2017-2020 гг. Пока разработка стратегии не завершена. Таким образом, новый программный документ не содержит принципиальных новел, подтверждая прежние внутри- и внешнеполитические приоритеты республики. В условиях глобальной экономической турбулентности для Астаны важно обеспечить устойчивую положительную динамику развития местной экономики, исключить рост общественного недовольства правительственным курсом, а также решить в первоочередном порядке проблемы в сфере безопасности, проявившиеся летом 2016 г. Максим Лихачев, кандидат юридических наук, научный сотрудник Уральского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, Екатеринбург |
НОВОСТИ
28 Октября 2016 / Политика
В городе Герат, Афганистан 14-15 октября прошла международная конференция «Насилие и политический порядок» в рамках V Гератского диалога в сфере безопасности. Организатором выступил Афганский институт стратегических исследований.
14 Октября 2016 / Политика
Министерство обороны Афганистана отреагировало на недавние замечания первого вице-президента Абдуррашида Дустума по поводу действий афганских сил безопасности во время недавних боев за Кундуз.
10 Октября 2016 / Политика
Международное сообщество в целом приветствовало проект перемирия между афганскими властями и «Исламской партией Афганистана». Вместе с тем, поддержка соглашения со стороны некоторых стран региона, в частности, России, Индии и Ирана была высказана весьма сдержанным тоном.
3 Октября 2016 / Политика
Подписание мирного соглашения между афганским правительством и «Хизб-и-Ислами» – позитивный шаг, но в связи с ним не следует ожидать радикальных изменений, заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. НОВОСТИВИДЕО/АУДИО |