МНЕНИЕ
14 Февраля 2017 / Культура
ДАЛЕЕ>>>
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Воробьев о том, с какими результатами Россия и Таджикистан отметят 25 лет установления дипломатических отношений. АНОНСЫ![]()
11 Апреля 2017 / Культура
13-15 апреля под Новосибирском пройдёт II Евразийская школа публичной политики и международных отношений. АРХИВВыбирите период: ![]() ![]() |
Вреж Кардумян: Некоторые концептуальные подходы к повышению эффективности деятельности ЕАЭС: взгляд из Армении![]()
В своем выступлении я хочу осветить вопросы того, по какому пути будет развиваться Евразийское экономическое объединение, и представить наше видение, как мы [в Армении] видим будущее ЕАЭС.
Я собираюсь акцентировать внимание на основных факторах, обусловливавших принятие решения о вступлении Армении в ЕАЭС, представить возможные положительные и отрицательные факторы, которые могут повлиять на экономику Армении, а также представить ряд экономических моделей, которые могут быть применены в случае с ЕАЭС, способные повысить конкурентоспособность ЕАЭС и сделать его актором в мировой экономике.
XXI век характеризуется дуализмом - регионализацией и глобализацией. И, естественно, государства и определенные регионы пытаются через интеграционные модели стать действующими акторами международных отношений, и, естественно, создание региональных подсистем в международных отношениях является наиболее важной задачей, особенно для маленьких государств, как Армения. Находясь в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, Армения видит свое экономическое развитие через интеграционное объединение, поэтому изначально, сразу же после объявления своей независимости Армения стала членом СНГ, ОДКБ и т.д., т.е. выступала активно за интеграционное развитие постсоветского пространства.
Армения долгие годы вела переговоры с Европейским Союзом о создании зоны свободной торговли и об ассоциативном членстве, но в 2013 году власти Армении объявили о том, что Армения все-таки становится членом ЕАЭС, и переговоры с ЕС были приостановлены. Было очень много манипуляций по поводу того, было ли все-таки давление на Армению со стороны России и т.п. Но наши эксперты провели серьезный анализ, и я представлю основные мотивы и предпосылки, почему все-таки Армения решила стать членом Евразийского экономического союза и реформатировать свои отношения с Европейским союзом.
Основные факторы присоединения Армении к ЕАЭС
Во-первых, это торгово-экономический фактор. Россия является самым крупным торгово-экономическим партнером Армении. За 2014 год товарооборот между двумя странами превысил 1,4 млрд. долларов. Российская Федерация является также основным рынком диверсифицированного экспорта Армении, доля которого в общем объеме экспорта в страны ЕАЭС составляет свыше 65%.
Во-вторых, финансово-инвестиционный фактор. По объемам инвестиций в РА, в том числе прямых, Россия занимает первое место. В Армении с российским капиталом действует 1300 предприятий, российские инвестиции в страну превысили 3 млрд. долларов. За последние годы 40,5% прямых иностранных инвестиции в РА приходятся на долю Российской Федерации.
В-третьих, фактор свободного перемещения рабочей силы. Согласно оценкам независимых экспертов, армянские мигранты создали только в Российской Федерации более 1 млн. рабочих мест. Помимо этого, для трансферта 1 доллара в Армению мигранты в принимающем государстве создают продукцию примерно на 7 долларов. С другой стороны, денежные переводы мигрантов имеют важное значение как для экономики Армении, так и для общества в целом. Эти трансферты в абсолютном выражении в отдельные годы достигали 2 млрд. долларов, что составляло около 20% от ВВП республики, основная часть которых отправлялась и отправляется из стран СНГ. Здесь Россия тоже является основной принимающей страной для армянских эмигрантов: так, 96% сезонных трудовых мигрантов в качестве страны назначения выбирает Россию. В России обосновалось 70% долгосрочных трудовых мигрантов из Армении, 80% частных трансфертов в Армению приходится на долю России.
В-четвертых, фактор безопасности. Как не раз заявлял президент Армении Серж Саргсян, Армения является членом ОДКБ, логично, что она хочет развивать более тесное экономическое партнерство со странами-членами данной организации уже в формате ЕАЭС. Причем под понятием безопасность, здесь рассматриваются не только военно-политические факторы, но и экономическая составляющая общей национальной безопасности Республики Армения.
Ожидания от вступления Армении в ЕАЭС
В практическом плане ожидания армянского общества от вступления в ЕАЭС сводится к тому, что:
- Армения становится частью более чем 170-миллионного рынка, где обеспечены соответствующие правовые основы 4-х свобод (передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы);
- она становится более привлекательной для инвестиций и реализации крупных долгосрочных проектов, в частности, в таких системообразующих областях экономики, как транспорт, машиностроение, сферы высоких технологий, перерабатывающая промышленность. А это означает открытие новых рабочих мест, расширение объемов и номенклатуры выпускаемой продукции, развитие сферы услуг.
Все это, помимо чисто экономических преференций, означает возможность реального снижения значимости негативных последствий блокады, в условиях которых армянский народ развивается последние два десятка лет.
Армения как связующее звено между ЕАЭС и ЕС
Армения вступила в Евразийский экономический союз, имея за плечами накопленный за последние годы колоссальный опыт взаимодействия с Европейским союзом в таких областях, как сотрудничество в сфере мобильности, миграции, укрепления контактов между людьми. Армения с помощью ЕС провела широкомасштабную реформу также в экономической области, что позволило ей стать более открытой. По некоторым показателям индекса экономической свободы и легкости ведения бизнеса («Doing Business»), Армения занимает лидирующую позицию среди стран - членов ЕАЭС.
Сегодня Армения пытается стать связующим звеном между ЕАЭС и ЕС. Армения с 1 января 2014 года перешла со странами Европейского союза на новый этап улучшенного режима Генерального соглашения о льготах (GSP+), в рамках которого более 11 тысяч наименований произведенных в Армении товаров могут экспортироваться в страны Евросоюза по нулевой или сниженной таможенной пошлине. Это может быть продукция также и действующих или вновь учреждаемых в Армении совместных предприятий с участием российского, белорусского, казахстанского или киргизского капитала. Примером может служить совместное российско-армянское предприятие «АРМЕНАЛ», единственный производитель фольги на Кавказе, один из современных и экологически совершенных фольгопрокатных заводов, который пользуется системой (GSP+), что облегчает выход его продукции на полумиллиардный единый рынок ЕС. Тем самым Армения приобретает статус страны, на территории которой есть возможность свести воедино интересы двух интеграционных объединений. Страны-члены ЕАЭС, естественно, должны использовать этот потенциал Армении.
Основные вызовы от вступления Армении в ЕАЭС
У нашего вступления в ЕАЭС, естественно, есть как плюсы, так и минусы. Первая и самая главная проблема – это отсутствие общих границ со странами-членами ЕАЭС и слабая интеграция Армении в логистическую инфраструктуру организации. Логистические и транспортные инфраструктурные ограничения, которые в большой степени связаны с отсутствием общей границы, конечно же, значимы для товарных потоков. Однако, если рассматривать всю повестку дня межгосударственного торгово-экономического взаимодействия, а также учитывать передвижение капитала и рабочей силы, в этом смысле указанное ограничение определенным образом нивелируется.
Во-вторых, в краткосрочной перспективе возникают технические проблемы для армянского бизнеса, т.к. на начальном этапе ему не просто перестроиться и адаптироваться к новой среде. В этом контексте государственные службы всех стран союза, как нам представляется, должны с пониманием отнестись к этим сложностям и сделать все от них зависящее, чтобы предприниматели смогли преодолеть этот переходный период.
Третий немаловажный фактор — это то, что сегодня наблюдается негативные сдвиги в экономике России, обусловленные обострением отношений между Россией и Западом, снижением цен на нефть, оттоком определенного капитала и т.д., которые, естественно, влияют и на экономику Армении.
Среди стран СНГ и ЕАЭС Россия – это самая большая экономика и, соответственно, вышеотмеченные тенденции не могут не сказываться на экономике соседних с ней стран.
Из-за вышеотмеченных причин сегодня в Армении наблюдается сокращение частных трансфертов примерно на 10%, что, естественно, приводит к снижению доходов населения страны, следовательно, к снижению спроса на товары и услуги, а это, в свою очередь, влияет на экономический рост Армении.
Такая же картина сложилась и в сфере экспорта в Россию, объёмы которого в 2014 году снизились на 7,7%, а за январь-май 2015 года почти на 96%.
На долю России приходится более 20% армянского экспорта, на который негативно влияют два фактора: это усиление армянского драма, то есть национальной валюты, по отношению к российскому рублю, что означает, что армянские экспортёры теряют конкурентоспособность. И как я уже отметил, это снижение деловой активности в России.
Последний фактор приводит к снижению доходов российского общества, следовательно, и спроса армянского экспорта.
Тем не менее, стоит отметить, что членство Армении в ЕАЭС определённым образом может частично компенсировать эти негативные воздействия. Например, если до вступления в ЕАЭС были административные трудности для армянских рабочих с точки зрения формальной работы в России, то сейчас все преграды для армянской рабочей силы практически снимаются.
Вышеотмеченные негативные тенденции в свою очередь открывают новые возможности для сотрудничества. Эксперты полагают, что эта ситуация вместе с изменениями валютного рынка создаёт те условия, при которых возникает возможность начала учреждения производств в сфере импортозамещения, а это значит открытие новых рабочих мест и снижение уровня трудовой миграции.
Повышение эффективности ЕАЭС
Естественно, существует прямая корреляция между эффективной деятельностью ЕАЭС и экономическим развитием стран-членов данного союза. Поэтому я хотел бы остановиться на некоторых аспектах повышения эффективности ЕАЭС.
Здесь я хотел бы выделить несколько важных факторов, которые могут повлиять на деятельность самого союза.
Первый фактор – это наличие стратегического мышления, видения у стран-членов ЕАЭС. ЕАЭС не должен рассматриваться лишь как облегчённый формат торговли. Здесь необходима разработка чёткого долгосрочного видения, на основе которого союз будет продвигаться вперёд. В основе любого интеграционного объединения должна лежать общая стратегическое мышление, в данном случае – экономическое видение, разделяемое всеми участниками союза.
В случае с ЕАЭС таким видением может стать парадигма «летящих гусей», разработанная в конце 30-х годов ХХ века японским учёным Акамацу. Эта модель предполагает наличие страны-лидера, в данном случае России, осуществляющей инвестиции, передачу технологий, организационного опыта остальным членам объединения с целью модернизации развития экспортных производств, одновременно расширяющих свой рынок сбыта. Одной из особенностей данной модели является также то, что региональная интеграция, при правильном сортировании возможностей хозяйствующих субъектов стран-членов ЕАЭС, может создать конкурентоспособную производственную цепочку и основу для того, чтобы региональные производители смогли эффективно конкурировать на глобальной арене (опыт АСЕАН).
Одним из главных направлений в этой области должно стать сопоставление и взаимодополнение относительных преимуществ стран-членов ЕАЭС. Например, Армения имеет хорошие возможности для лидерства в сфере финансовых рынков и может стать региональной платформой для экспорта финансовых услуг в другие регионы. Беларусь имеет такие возможности в сельскохозяйственной сфере. Россия – во многих отраслях, углеводородной и так далее. Здесь уместно сослаться на работу известного экономиста Майкла Портера “Конкурентная стратегия”, в которой автор анализирует конкурентную структуру отрасли, в основе которой лежат пять базовых рыночных сил, необходимых для развития конкурентоспособности той или иной отрасли и экономики в целом. Это внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и рыночная сила потребителей. Таким образом, основной смысл стратегии Майкла Портера заключается в том, что необходимо сопоставить конкуренцию и сотрудничество. То есть сотрудничать и конкурировать одновременно, чтобы сначала создать более конкурентную среду внутри ЕАЭС, а потом уже ЕАЭС становится более конкурентным на глобальной арене. Кооперационное взаимодействие и конкурентная борьба должны стать основой повышения конкурентоспособности ЕАЭС. Здесь важная роль отводится также вопросу предоставления одинаковых возможностей доступа к общему рынку ЕАЭС всем резидентам стран-членов союза.
Второй важный фактор – это разумная организация перехода от одного этапа интеграции к другому, более глубокому этапу. Здесь, на наш взгляд, излишняя спешка может только навредить интеграционному объединению. Углубление степени интеграции не должно быть самоцелью. На каждом этапе должна быть проведена как можно большая гармонизация национальных экономик стран-членов ЕАЭС. Европейский кризис 2008 года чётко показал, как дисбаланс и существующий разрыв в экономиках стран ЕС привели к экономическому кризису. Поэтому одним из главных направлений на пути дальнейшей интеграции стран-членов ЕАЭС, как нам представляется, должно стать сокращение экономического разрыва между лидирующей страной и остальными странами путём возможной полной гармонизации национальных экономик. В процессе дальнейшей интеграции стран-членов ЕАЭС важное место должно быть отведено формированию общеделовой торгово-экономической культуры у стран-членов союза.
Третий фактор – это усиление наднациональных органов ЕАЭС, решения которых должны строго выполняться странами-членами ЕАЭС. В противном случае ослабление структур союза может привести к ослаблению объединения в целом. Качественное экспертно-аналитическое сопровождение деятельности ЕАЭС путём слаженной работы между различными научно-исследовательскими институтами стран-членов ЕАЭС, с одной стороны, и с её структурами, с другой стороны, тоже играет важную роль в повышении эффективности союза.
Четвёртый фактор – это создание необходимых инфраструктур, диверсификация логистических связей. В этом контексте необходимо уделять особое внимание внедрению крупных региональных инфраструктурных проектов, соединяющих Юго-Восточную Азию и Персидский залив со странами ЕАЭС.
Евразийский союз становится серьёзной торгово-экономической единицей, привлекающей интересы многих стран от Латинской Америки до Азии. Шаги, направленные на развитие торгово-экономических связей с разными странами, подписание соглашений о сотрудничестве с ними способствуют расширению общего рынка. Примером является подписание соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Необходимо продолжить расширять географический ареал сотрудничества и в южном направлении, в частности, посредством налаживания более тесных связей с Ираном. С учётом возможных ожидаемых положительных сдвигов, наметившихся вокруг иранской ядерной проблематики, можно перевести в практическое русло строительство железнодорожной линии Армения-Иран, а также восстановление абхазского железнодорожного сообщения, которые могут обеспечить выход стран ЕАЭС через черноморские порты в Персидский залив.
Эти проекты представляют широкие возможности логистической диверсификации союза. В этом контексте важное значение приобретает налаживание тесного сотрудничества с Китаем, который активно продвигает программу Великого шёлкового пути.
В плане развития инфраструктур важное место отводится также модернизации контрольно-пропускных пунктов стран-членов ЕАЭС. В этом плане Армения уже инициировала модернизацию своих северных приграничных пропускных пунктов, через которые проходит основной поток армянских грузоперевозок.
Пятый фактор, на котором я хотел бы остановиться, это политический фактор. Несмотря на то, что ЕАЭС является экономической структурой, тем не менее, учитывая углубляющийся уровень экономической интеграции стран-членов ЕАЭС, появляется необходимость координации не только их макроэкономической политики, но и внешнеполитических шагов. Очевидно, что экономическое воздействие политических решений стран-членов ЕАЭС будет всё более ощутимо в этих странах по мере углубления экономической интеграции членов союза. Например, кризис в Украине даёт о себе знать. В данном случае ЕАЭС не является той площадкой, на которой можно обсуждать внешнеполитические шаги стран-членов, но для этого существует формат ОДКБ, в рамках которого можно эффективно координировать внешнеполитическую повестку стран-членов ЕАЭС.
Спасибо за внимание!
|
НОВОСТИ![]()
17 Апреля 2017 / Культура
Историко-культурный экскурсионный маршрут по городу Ташкенту от Вадима Левина.
7 Апреля 2017 / Общество
Соотечественники, проживающие в Москве, очень обеспокоены бездействием правительства Кыргызстана, так и не определившим статус торгово-выставочного центра «Кыргызстан» на ВДНХ в Москве.
7 Апреля 2017 / Общество
27 февраля в Библиотеке Лидера Нации начал свою работу региональный круглый стол высокого уровня «Социальное и экономическое влияние миграции: уязвимость мигрантов и необходимость (ре) интеграции в Центральной Азии».
21 Февраля 2017 / Общество
Вопросы выстраивания эффективной системы противодействия сектам, экстремистским, террористическим и иным деструктивным организациям стали темой круглого стола, участие в котором приняли представители духовенства и муфтията, исполнительных и законодательных органов власти Среднего Урала, вузовского сообщества. НОВОСТИ![]()
11 Апреля 2017 / Культура
Об этом было сказано на Международном круглом столе «Проблемы экономической интеграции приграничных территорий ЕАЭС». Он прошёл 4 апреля в СИУ – филиале РАНХиГС с участием экспертов из России, Казахстана и Киргизии. Они отметили, что у членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть большой потенциал для решения ряда актуальных задач экономического взаимодействия, но эту работу надо проводить более системно.
11 Апреля 2017 / Культура
Безопасность и экономическую стабильность Таджикистана обсудили в Курган-Тюбе политики, государственные деятели, чиновники, политологи и силовики из России, Казахстана и Таджикистана.
5 Апреля 2017 / Культура
4 апреля в столице Таджикистана Душанбе прошёл Международный круглый стол«Экономика новых возможностей: перспективы сотрудничества Таджикистана со странами евразийского интеграционного проекта». В нём участвовали представители властных структур республики Таджикистан, общественные деятели, ученые и бизнесмены, которые собрались, чтобы обсудить одну из самых важных для сегодняшнего Таджикистана проблем. ВИДЕО/АУДИО |