• Маршрут1717
  • KZinRussia
  • 2016.08.29 РФ РТ
  • 1916 фильм
  • 2016.06.17-18 Сугд-2016
  • 2016.06.16 РФ РТ
  • 2016.06.14 РФ КР
  • 2016.05.27 Безопасность ЦА
  • 2016.05.11 ВОв Худжанд, Бустон
  • 2016.05.07 ВОв Петропавловск

МНЕНИЕ

RSS
Сергей Рекеда: Узбекистан станет главным конкурентом Казахстана
5 Сентября 2016 / Культура

Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Сергей Рекеда рассказывает, как происходящее в Ташкенте скажется на политике Астаны.

ДАЛЕЕ>>>

АНОНСЫ

RSS
11 Апреля 2017 / Культура

13-15 апреля под Новосибирском пройдёт II Евразийская школа публичной политики и международных отношений.

ДАЛЕЕ>>>

АРХИВ

Выбирите период:

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Лучше считать ОДКБ неэффективной организацией, чем иметь кризисы, на которые нужно реагировать и доказывать эту эффективность, - Юлия Никитина

Лучше считать ОДКБ неэффективной организацией, чем иметь кризисы, на которые нужно реагировать и доказывать эту эффективность, - Юлия Никитина
16 Марта 2015

Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Юлия Никитина выступила перед студентами УрФУ с лекцией о влиянии украинского кризиса на систему региональной безопасности на постсоветском пространстве в прошедшую пятницу, 13 марта. Одним из организаторов открытой лекции стал Экспертный клуб "Урал-Евразия".

Специалист по военно-политической интеграции на постсоветском пространстве рассказала слушателям о деятельности таких организаций, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в области обеспечения региональной безопасности. Также значительное внимание было уделено оценке российского официального дискурса относительно «цветных революций» в целом и событий на Украине, в частности, а также реакции на этот кризис со стороны ШОС и ОДКБ.

По мнению Юлии Никитиной, украинский кризис не стал для ШОС и ОДКБ водоразделом в оценке происходящих событий и реагировании на них: ШОС, имея другие цели, традиционно не вмешивается в подобные ситуации, а ОДКБ уже сделала выводы на основе «революции» в Киргизии в 2010 году и других деструктивных событиях, происходивших в последнее десятилетие в Центральной Азии. В целом обе организации занимают наблюдательную позицию, за что и подвергаются постоянной критике: несмотря на все свои заявления ни ШОС, ни ОДКБ не провели за все время существования ни одной серьезной операции. Тем не менее, подчеркнула эксперт, в случае с ОДКБ эти обвинения не совсем оправданы.

IMG_47721.jpg

Так, ежегодно ОДКБ проводит военные учения и три специальные операции по перехвату наркотрафика из Афганистана, выявлению нелегальной миграции из третьих стран и закрытию экстремистских вебсайтов (операция «ПРОКСИ»). Эти мероприятия дают хорошие результаты, однако проблемой остается то, что их проведение занимает всего несколько недель в году. Все остальное время государства-участники, которых сегодня насчитывается шесть (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан), практически не взаимодействуют. Кроме того, ОДКБ располагает миротворческими силами, которые получили в этом году право – по решению глав государств – вмешиваться в разрешение внутренних конфликтов различных стран мира. Это нововведение стало одной из реакций организации на государственный переворот, произошедший в начале 2014 года на Украине.

Данное решение тесно связано с той оценкой, которая сегодня дается происходящим в некоторых бывших советских республиках «цветным революциям». Официальный российский дискурс по этому вопросу состоит в следующем: любая подобная «революция» является нарушением закона, одним из тех видов внепарламентской борьбы, которые подрывают основы правовой системы слабых государств. Системные ошибки властей этих стран и существующий разрыв между государством и обществом приводят эти акции к успеху. Но главной проблемой всех «цветных революций» остается то, что в них все больше становится заметен внешний фактор – решения о таких «революциях» принимаются извне в интересах третьих стран, в первую очередь США. Именно поэтому ОДКБ, которая создавалась для отражения внешней угрозы, сегодня может вмешиваться и во внутренние конфликты различных стран после согласования с главами этих государств.

Другим элементом работы ОДКБ в обеспечении региональной безопасности и реагировании на украинский кризис, рассказала Юлия Никитина, является проведение регулярных конференций с участием генсека организации. Николай Бордюжа постоянно подчеркивает недопустимость внешнего вмешательства в разрешение конфликта на Украине. Более того, ОДКБ активно выступает за сотрудничество с Украиной в любом качестве, признавая тем самым, что не считает это государство своим противником.

Если же говорить о ШОС, то она прохладно отнеслась к украинским событиям: не было дано никаких оценок относительно того, кто виноват в произошедшем, какие причины лежат в основе конфликта и что нужно делать для его урегулирования. Из того, что было сделано, так это расширен список угроз, с которыми необходимо бороться: тройка «терроризм, сепаратизм, экстремизм» дополнилась фашизмом, ксенофобией и другими терминами, которые  приобрели новую актуальность в связи с событиями на Украине. В этой же связи был поднят вопрос о необходимости усиления обеспечения международной информационной безопасности. Но дальше деклараций и заявлений дело не идет.

IMG_477711.jpg

Таким образом, подвела итог эксперт, у ОДКБ есть следующие возможности реагирования на кризисы, подобные украинскому: поддержка вооружением (на примере Киргизии в 2010 году), изменение Устава и наличие миротворческих сил для вмешательства во внутренний конфликты третьих стран, но для этого нужна политическая воля. У ШОС такие возможности отсутствуют, и все, что она может – это сделать новое заявление или отправить миссию наблюдателей в район конфликта. Все это говорит о том, что переоценивать влияние Украины на систему региональной безопасности на постсоветском пространстве не нужно.

«Будем надеяться, что те ресурсы и инструменты, которые есть у ШОС и ОДКБ, не понадобится применять для урегулирования внутренних кризисов. Лучше считать эти организации неэффективными, чем иметь те кризисы, которые нужно разрешать. На мой взгляд, это гораздо важнее, чем доказать свою эффективность в проведении региональных операций», - такими словами эксперт закончила свое выступление перед студентами университета.

Вадим Рудаков

эксперт ЭК "Урал-Евразия"

При использовании материалов с сайта действующая гипперссылка на ресурс ЭК "Урал-Евразия" обязательна.



НОВОСТИ

RSS
17 Апреля 2017 / Культура

Историко-культурный экскурсионный маршрут по городу Ташкенту от Вадима Левина.

14 Февраля 2017 / Экономика

Узбекистан и Казахстан намерены завершить до конца февраля все процедуры по запуску реконструированной дороги М-39, которая позволит узбекистанцам значительно сократить путь до Самарканда через территорию Казахстана.

8 Февраля 2017 / Экономика

Представители Узбекистана и России в рамках визита российской делегации в Ташкент подписали меморандум о сотрудничестве в целях увеличения поставок в Новосибирскую область и другие регионы Сибирского федерального округа плодоовощной продукции. 

6 Февраля 2017 / Политика

6 февраля в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан состоялся очередной раунд узбекско-российских межмидовских консультаций.



НОВОСТИ

RSS
3 Сентября 2016 / Культура

Президент Узбекистана Ислам Каримов скончался в пятницу, сообщили власти страны. Главой комиссии по организации похорон стал премьер Шавкат Мерзияев. Каримова похоронят в субботу в Самарканде, в стране объявлен трехдневный траур.

ДАЛЕЕ>>>


ВИДЕО/АУДИО