МНЕНИЕ
9 Января 2017 / Культура
ДАЛЕЕ>>>
Известный афганский политолог об итогах встречи представителей России, Китая и Пакистана по вопросам урегулирования афганского кризиса. АНОНСЫ
11 Апреля 2017 / Культура
13-15 апреля под Новосибирском пройдёт II Евразийская школа публичной политики и международных отношений. АРХИВВыбирите период: |
Лучше считать ОДКБ неэффективной организацией, чем иметь кризисы, на которые нужно реагировать и доказывать эту эффективность, - Юлия Никитина
Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Юлия Никитина выступила перед студентами УрФУ с лекцией о влиянии украинского кризиса на систему региональной безопасности на постсоветском пространстве в прошедшую пятницу, 13 марта. Одним из организаторов открытой лекции стал Экспертный клуб "Урал-Евразия". Специалист по военно-политической интеграции на постсоветском пространстве рассказала слушателям о деятельности таких организаций, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в области обеспечения региональной безопасности. Также значительное внимание было уделено оценке российского официального дискурса относительно «цветных революций» в целом и событий на Украине, в частности, а также реакции на этот кризис со стороны ШОС и ОДКБ. По мнению Юлии Никитиной, украинский кризис не стал для ШОС и ОДКБ водоразделом в оценке происходящих событий и реагировании на них: ШОС, имея другие цели, традиционно не вмешивается в подобные ситуации, а ОДКБ уже сделала выводы на основе «революции» в Киргизии в 2010 году и других деструктивных событиях, происходивших в последнее десятилетие в Центральной Азии. В целом обе организации занимают наблюдательную позицию, за что и подвергаются постоянной критике: несмотря на все свои заявления ни ШОС, ни ОДКБ не провели за все время существования ни одной серьезной операции. Тем не менее, подчеркнула эксперт, в случае с ОДКБ эти обвинения не совсем оправданы.
Так, ежегодно ОДКБ проводит военные учения и три специальные операции по перехвату наркотрафика из Афганистана, выявлению нелегальной миграции из третьих стран и закрытию экстремистских вебсайтов (операция «ПРОКСИ»). Эти мероприятия дают хорошие результаты, однако проблемой остается то, что их проведение занимает всего несколько недель в году. Все остальное время государства-участники, которых сегодня насчитывается шесть (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан), практически не взаимодействуют. Кроме того, ОДКБ располагает миротворческими силами, которые получили в этом году право – по решению глав государств – вмешиваться в разрешение внутренних конфликтов различных стран мира. Это нововведение стало одной из реакций организации на государственный переворот, произошедший в начале 2014 года на Украине. Данное решение тесно связано с той оценкой, которая сегодня дается происходящим в некоторых бывших советских республиках «цветным революциям». Официальный российский дискурс по этому вопросу состоит в следующем: любая подобная «революция» является нарушением закона, одним из тех видов внепарламентской борьбы, которые подрывают основы правовой системы слабых государств. Системные ошибки властей этих стран и существующий разрыв между государством и обществом приводят эти акции к успеху. Но главной проблемой всех «цветных революций» остается то, что в них все больше становится заметен внешний фактор – решения о таких «революциях» принимаются извне в интересах третьих стран, в первую очередь США. Именно поэтому ОДКБ, которая создавалась для отражения внешней угрозы, сегодня может вмешиваться и во внутренние конфликты различных стран после согласования с главами этих государств. Другим элементом работы ОДКБ в обеспечении региональной безопасности и реагировании на украинский кризис, рассказала Юлия Никитина, является проведение регулярных конференций с участием генсека организации. Николай Бордюжа постоянно подчеркивает недопустимость внешнего вмешательства в разрешение конфликта на Украине. Более того, ОДКБ активно выступает за сотрудничество с Украиной в любом качестве, признавая тем самым, что не считает это государство своим противником. Если же говорить о ШОС, то она прохладно отнеслась к украинским событиям: не было дано никаких оценок относительно того, кто виноват в произошедшем, какие причины лежат в основе конфликта и что нужно делать для его урегулирования. Из того, что было сделано, так это расширен список угроз, с которыми необходимо бороться: тройка «терроризм, сепаратизм, экстремизм» дополнилась фашизмом, ксенофобией и другими терминами, которые приобрели новую актуальность в связи с событиями на Украине. В этой же связи был поднят вопрос о необходимости усиления обеспечения международной информационной безопасности. Но дальше деклараций и заявлений дело не идет.
Таким образом, подвела итог эксперт, у ОДКБ есть следующие возможности реагирования на кризисы, подобные украинскому: поддержка вооружением (на примере Киргизии в 2010 году), изменение Устава и наличие миротворческих сил для вмешательства во внутренний конфликты третьих стран, но для этого нужна политическая воля. У ШОС такие возможности отсутствуют, и все, что она может – это сделать новое заявление или отправить миссию наблюдателей в район конфликта. Все это говорит о том, что переоценивать влияние Украины на систему региональной безопасности на постсоветском пространстве не нужно. «Будем надеяться, что те ресурсы и инструменты, которые есть у ШОС и ОДКБ, не понадобится применять для урегулирования внутренних кризисов. Лучше считать эти организации неэффективными, чем иметь те кризисы, которые нужно разрешать. На мой взгляд, это гораздо важнее, чем доказать свою эффективность в проведении региональных операций», - такими словами эксперт закончила свое выступление перед студентами университета. Вадим Рудаков, эксперт ЭК "Урал-Евразия" При использовании материалов с сайта действующая гипперссылка на ресурс ЭК "Урал-Евразия" обязательна. |
НОВОСТИ
28 Октября 2016 / Политика
В городе Герат, Афганистан 14-15 октября прошла международная конференция «Насилие и политический порядок» в рамках V Гератского диалога в сфере безопасности. Организатором выступил Афганский институт стратегических исследований.
14 Октября 2016 / Политика
Министерство обороны Афганистана отреагировало на недавние замечания первого вице-президента Абдуррашида Дустума по поводу действий афганских сил безопасности во время недавних боев за Кундуз.
10 Октября 2016 / Политика
Международное сообщество в целом приветствовало проект перемирия между афганскими властями и «Исламской партией Афганистана». Вместе с тем, поддержка соглашения со стороны некоторых стран региона, в частности, России, Индии и Ирана была высказана весьма сдержанным тоном.
3 Октября 2016 / Политика
Подписание мирного соглашения между афганским правительством и «Хизб-и-Ислами» – позитивный шаг, но в связи с ним не следует ожидать радикальных изменений, заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов. НОВОСТИВИДЕО/АУДИО |